fb n  

   

   

  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • 0 312 298681
01slider

Луиза Маффи, «Терралингва», США

По материалам сайта: www.terralingua.org/overview-bcd/

Что такое биокультурное многообразие?

Все, кто близко знаком с миром природы, знают, что все в этом мире взаимосвязано – миллионы видов растений и животных, распространенных на земле взаимодействуют друг с другом и с экосистемами, в которых они существуют.

А что же мы, люди? На протяжении миллионов лет мы тоже были частью природы, развивались и эволюционировали вместе с ней. Приспосабливаясь к природным условиям, наши предки проходили долгий путь адаптации к среде проживания, черпая из нее как материальную, так и духовную пищу. Через взаимодействие друг с другом и с природой, мы, люди, развили тысячи разных культур и языков – своих уникальных путей видеть, познавать, созидать и говорить. На протяжении тысячелетий местные культуры и языки глубоко и неразрывно привязывались к местам проживания людей, поколение за поколением.

Это и есть суть паутины жизни: взаимосвязь разнообразия природы и культуры. Это мы называем «биокультурным разнообразием» – многогранным проявлением красоты и возможностей жизни. Разнообразие, как природы, так и культур дарует жизнестойкость и устойчивость планете – нашему дому и сегодняшним и будущим поколениям людей.

Биокультурное многообразие – это драгоценный дар, который надо заботливо охранять. Но наше сегодняшнее отношение к этому дару становится все более расточительным. Глобальная экономика, политические силы и социальные процессы стремительно разъедают здоровье мировых экосистем и существование разных культур, затихает многоголосье языков мира. Мы наблюдаем истребление разнообразия во всех его формах. Сама ткань жизни природы и культуры расползается по нитям, делая наш биокультурный мир все более хрупким, а будущее людей и всех живых существ – все более неопределенным. Мы безрассудно рубим сук, на котором сидим.

Потеря биокультурного разнообразия в первую очередь ударяет по коренным народам и местным сообществам, но задевает всех и каждого. Усилия восстановить и поддерживать разнообразие жизни в природе и культуре – должны стать общим делом, не зависимо от того, где и как мы живем. Потому что жизнь – это не расходный материал для одноразового пользования.

Какая связь между биологическим и культурным многообразием?

С зарождения человеческой истории повсюду на Земле люди тесно взаимодействовали с природной средой как источником всего необходимого для их существования: воздуха, воды, пищи, лекарств, одежды, крыши над головой, многих других материальных вещей для поддержания как физического, физиологического, так и духовного здоровья.

Через эту жизненную зависимость от своей среды с течением времени человеческие общества развили очень детальные знания о местных растениях, животных и природных процессах. Они развили культурные ценности и практики, которые подчеркивали уважение и взаимосвязь с природой – заботиться о природной среде, которая поддерживает их жизнь.

Разнообразие местных знаний, ценностей и практик выражены и передаются через тысячи разных языков, на которых говорят люди на планете. В мире приблизительно 7000 разных языков, большинство из которых – родные языки малочисленных коренных народов и местных сообществ. Более половины мирового населения говорит на одном или более языках из группы наиболее популярных 25 языков, среди которых китайский, испанский, английский, хинди, португальский, русский и другие. Оставшиеся 6975 языков приходятся на вторую часть населения. Это показатель того, как язык, знания и окружающая среда глубоко и неразрывно взаимосвязаны: в каждом уголке земли, местная природная среда поддерживает ее жителей, в ответ люди поддерживают свою местную среду через традиционную мудрость и практики, воплощенные в их культурах и в их языках.

Такие взаимоотношения все еще характерны для коренных и местных сообществ, которые поддерживают материальные и духовные связи со своей средой проживания. Традиционные экологические знания и практики, накопленные многими поколениями, характеризуют коренные народы и местные сообщества как обладателей уникальных навыков, как почтительных хранителей экосистем, в которых они проживают. Коренные и местные языки хранят и передают эти знания и соответственное общественное поведение, практики и инновации.

Взаимозависимость языка, знаний и среды каждой отдельно взятой местности отражает глобальную картину, где разнообразие человеческих культур и языков (культурное и языковое многообразие) и разнообразие природы (биоразнообразие) совпадают в географическом распространении. Это ясно можно увидеть на картах – зоны с высоким биоразнообразием совпадают с зонами богатыми языковым и культурным разнообразием.

Суть паутины жизни заключается в том, что невозможно отделить человека от природы, а также думать, что глобальная биосфера существует отдельно от глобальной сети языков и культур, глубоко взаимодействующих со средой обитания. Наше фундаментальное единство – в биокультурном многообразии.

Что происходит с биокультурным многообразием сегодня?

Многие слышат о проблеме потери биокультурного многообразия – потери удивительного разнообразия растений и видов животных на Земле, ухудшения здоровья экосистем, поддерживающих их жизнь. Биологи утверждают, что мы находимся в середине шестого массового истребления жизни на Земле, предыдущее произошло около 65 миллионов лет назад, в результате чего вымерли динозавры. Исследователи также указывают на то, что современный кризис истребления вызван исключительно деятельностью человека, которая ведет к разрушению экосистем и исчезновению тысяч и тысяч живых существ.

В то же самое время происходит другое массовое истребление, о котором мало кто знает и задумывается. Наряду с истреблением биологических видов, происходит массовый кризис исчезновения человеческих языков и культур. На протяжении последних десятилетий антропологи и лингвисты предупреждают нас о трагедии исчезновения культур и угрозах исчезновения языков под воздействием глобальных процессов, несущих распространение монокультуры, доминирующих языков (как например, английский, испанский, китайский).

До недавнего времени у нас не было систематической информации о границах этого кризиса. Исследователи опирались на разрозненные данные и отчеты, говорящие о том, что тот или иной язык находится на грани исчезновения, о том, что умер последний носитель какого-то языка, или о том, что та или иная аборигенная культура находится под угрозой ассимиляции.

Организация «Терралингва» разработала Индекс Языкового Разнообразия (ИЯР), основанный на изменениях в количестве носителей каждого из мировых языков. Он показывает, что с 1970-х годов глобальное языковое разнообразие уменьшилось на 20%. Это говорит о том, что все больше людей отказываются от своих малых языков в пользу доминирующего языка, и что все меньше малых языков передается молодым поколениям, связь передачи родного языка обрывается.

Тенденция потери глобального языкового разнообразия, показанная через расчеты ИЯР, совпадает по времени с тенденцией потери глобального биоразнообразия, показанной через Индекс живой планеты Всемирного фонда охраны дикой природы. Это еще одно доказательство того, что процессы в области природы связаны с изменениями в области культуры.

С разрушением языкового разнообразия разрушается пласт традиционных экологических знаний (ТЭК). По этой причине «Терралингва» разработала Индекс жизнеспособности ТЭК (ИЖТЭК), который прослеживает изменения в передаче ТЭК с течением времени, а также помогает определять факторы, которые влияют на исчезновение ТЭК, такие как смена языка, система формального образования, деградация окружающей среды, перемещение и другие.

Потеря биоразнообразия. Потеря здоровых экосистем. Изменения климата. Мы стремительно теряем систему поддержки нашей жизни. А теперь еще добавилась потеря ценного запаса человеческих знаний и языков, на которых можно было рассказать так много о том, как можно жить устойчиво на этой планете – единственном доме, в котором мы можем существовать. С уменьшением традиционных культур и языков, ухудшением природной среды наш коллективный «неприкосновенный запас» истощается.

Почему мы теряем биокультурное разнообразие?

Человеческие культуры и языки, так же как и биологические виды не являются статичными. Они естественным образом видоизменяются с течением времени. Все человеческие культуры способны к адаптации к изменившимся условиям и нахождению решений для новых проблем. И все человеческие языки способны к развитию для удовлетворения новых коммуникационных потребностей (And all human languages are capable of developing to accommodate new communication needs). Особенность в том, что, как и биологическим видам, человеческим языкам и культурам требуется время для того, чтобы меняться и эволюционировать. Обычно этот процесс идет медленно, почти незаметно, постепенно, из поколения в поколение, люди находили новые пути отвечать новым вызовам и возможностям, находили новые пути говорить о новых вещах.

Но сегодня вещи уже не развиваются так же, как раньше. Скорость и масштабы изменений стремительно выросли, увеличивая давление сил глобальной экономики, политики и социальных систем на «истинную паутину жизни». Эти силы и изменения, вставшие перед всем миром, намного опережают естественную способность природных и культурных систем адаптироваться к ним. Продвигая доминирующий образ жизни, который совершенно неустойчив, эти силы разрушают жизненную силу и способность противостоять внешним воздействиям у разнообразных экосистем мира, языков и культур.

Стремительные глобальные изменения выселяют коренных жителей и местные сообщества с их земель, лишают их ресурсов и нарушают традиционный образ жизни; вынуждают их жить в крайне деградированных местах; уничтожают их культурные традиции или препятствуют их способностям поддерживать их; вынуждают к лингвистической ассимиляции и отказу от языка своих предков.

Люди, теряющие свою языковую и культурную идентичность, теряют важнейший элемент социального процесса, который в большинстве случаев учит пониманию и уважению природы. Последствия чрезвычайно сильны как для благополучия людей, так и здоровья природной среды. Вынужденные преобразования в культуре и языке коренных народов и местных сообществ не просто нарушают права человека, они подрывают цели охраны природы.

«Монокультурное мышление» имеет такой же конечный результат, как и монокультура в природе: делает нашу планету более хрупкой и уязвимой как для природных бедствий, так и кризисов, вызванных человеческой деятельностью. Но доминирующая идеология сегодня игнорирует эту реальность, стремясь к единообразию, которое легче контролировать, вместо органического единства в разнообразии.

Почему нас должно беспокоить то, что мы теряем биокультурное многообразие?

Есть несколько очень жизненно важных оснований, почему нас должно это беспокоить.

Во-первых, мы теряем уникальные образы жизни, языки и идентичности мирового разнообразия людей. Это вопрос прав человека. Для каждого из этих людей это их право выбирать их собственный путь развития и поддержания преемственности с их собственным прошлым. Это их право «двигаться в будущее, идя по стопам своих предков».

Для человечества в целом потеря культурного и лингвистического разнообразия представляет резкое уменьшение нашего коллективного человеческого наследия: чрезвычайное уменьшение нашего понимания того, что означает быть человеком – тысяч разных путей, которыми мы можем сказать: «Я – человек». Наш горизонт как биологического вида из-за этого сужается.

Во-вторых, мы теряем как биоразнообразие, которое поддерживает человечество и все другие виды, так и богатство традиционных знаний, которое помогает поддерживать биоразнообразие. Это вопрос выживания. Во времена кризиса мы остро нуждаемся не только в здоровых экосистемах. Мы также остро нуждаемся во всех голосах планеты и в мудрости наших предков, которые говорят нам о том, как устойчиво жить на Земле.

Более половины человечества сегодня живет в городских средах, почти отрезанные от прямого контакта с природной средой и от осознания нашей непрерывной и неизбежной взаимозависимости с ней. Вот почему столь многих из нас это уже не волнует. Мы не можем заботиться о том, во что мы глубоко не вовлечены, что мы глубоко не знаем. Некоторые называют это «отмиранием переживания» природной среды. Другие предполагают, что многие городские жители и особенно дети страдают «расстройством от недостатка природы».

Вот почему нам нужно биокультурное разнообразие. Нам необходимо напомнить о том, что мы разъединились, вышли из состояния баланса с нашей природной средой. Нам необходимо напомнить, что существуют другие пути быть человеком – более гармоничные с природой. Мы должны извлечь уроки из многих голосов человечества.

Потеря биокультурного многообразия означает значительное ослабление целой материи жизни – паутины взаимозависимости, которая просто жизненно необходима нашему общему будущему. Это означает потерю наших возможностей для жизни на Земле. Это как потерять нашу жизненную страховку в момент, когда мы в ней остро нуждаемся.

Это путь саморазрушения. Это касается нас ВСЕХ, вне зависимости, где и как мы живем. И еще не совсем поздно!