fb n  

   

   

  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • 0 312 298681
01slider

Что такое «биокультурное многообразие»? Какова роль традиционных знаний в сохранении биокультурного многообразия в Кыргызстане?

Биокультурное многообразие можно назвать основой, фундаментом жизни человека. Человек не может существовать вне природы, от которой зависит его жизнь.

За тысячелетия эволюции человека сформировались такие отношения с природой, которые позволяли выживать за счет использования ресурсов и даров природы. Сначала за счет собирания диких плодов, ягод и трав, охоты на дичь и ловлю рыбы, а позднее – за счет выведения культурных видов растений – злаков, плодовых и овощных культур, одомашнивания и выведения разных пород домашних животных, еще позднее – путем создания ферм и других форм хозяйствования, которые стали обеспечивать продуктами питания целые сообщества людей. В процессе приспособления и выживания того или иного народа на своей земле вырабатывались правила и нормы сосуществования, ведения хозяйственной деятельности и совместного использования природных ресурсов. Эти правила были основаны на многолетних наблюдениях за циклами природы, ее способности отдавать и восстанавливаться. С древних времен человек понял, что можно брать от природы, но брать в разумных пределах, что природа может, как жаловать обилием, так и ставить в трудные условия, приносить стихии, засухи и наводнения, которые могут обернуться нехваткой и голодом. Человек выработал почтительное отношение, боялся и обожествлял природу, от которой полностью зависело благополучие его и его сородичей.

Все знания, которые накопил тот или иной народ по отношению к своей земле, можно назвать традиционными экологическими знаниями, а образ жизни на основе этих традиционных знаний – экологической культурой. Традиционные экологические знания и культура разных народов разнообразны и присущи именно для их мест обитания с характерными природно-климатическими условиями. В отличие от современных научных знаний в области природопользования, в традиционных представлениях природа не рассматривалась объектом извлечения ресурсов и сферой предоставления услуг, удовлетворения потребностей человека. Она была живой, одушевленной, наделенной духом и силой. Человек знал, что, если он возьмет больше, то будет наказан за свою алчность, научился довольствоваться тем, что могла дать ему природа в своем естественном цикле, в рамках своих возможностей. С приходом промышленного развития и новых технологий появилась возможность извлекать больше ресурсов, искусственно усиливать плодородие земель, увеличивать поголовье скота и птицы, разводить рыбу на фермах, массово истреблять дичь и т.д. В помощь пришли различная техника и приспособления, химическая отрасль и генная инженерия. Традиционные знания и навыки стали уходить в прошлое, а с ними и люди – местные знатоки и мудрецы, хранившие истории и легенды, которые учили каждое новое поколение чтить и уважать землю, дорожить едой, избегать излишеств, бояться кары и наказания со стороны покровителей животных, родников, гор или леса за нерадивое к ним отношение. Уходят в прошлое песни, воспевавшие красоту природы. Уходят в прошлое методы ведения хозяйства, на первый взгляд – нехитрые и простые, а если приглядеться ближе – такие органичные, мудрые, основанные на глубоких знаниях местных условий, погодных изменений, разнообразия растительности и животного мира.

Что Вас подтолкнуло заниматься общественной деятельностью в области сохранения биокультурного многообразия в Кыргызстане?

Сегодня произошли такие изменения в обществе, которые привели к отчуждению человека от природы. Теперь природа большинством людей рассматривается в качестве товара, источника материальных благ и выгод, подчиняется прихотям в стремлении к более комфортной жизни, удовлетворения охотничьего азарта или развлечений на природе. Чрезмерная эксплуатация земли с целью получения максимальных урожаев, бездушное обращение с домашними животными, эксперименты и генная инженерия ведут к истощению почв, мутациям, потере местных сортов и видов животных – как диких, так и одомашненных. В конечном счете, это ведет к деградации жизненных пространств, которые теряют свои способности регенерировать и восстанавливаться от потерь, нанесенных человеком, а затем это бумерангом ударяет по нам самим, нашему здоровью. Человек заходит слишком далеко, забывает о заповедях предков по отношению к природе.

Чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию, необходимо работать на уровне сознания человека, особенно будущих поколений, которым придется столкнуться с еще более сильными экологическими и морально-духовными проблемами. В этом огромная роль принадлежит образованию и воспитанию, с помощью которых можно поднять экологическую культуру на должный уровень, остановить разрушение экосистем, исчезновение биоразнообразия, вернуть традиционным экологическим знаниям и мудрости их заслуженное место в выстраивании отношений между человеком и природой.

В чем Вы находите вдохновение для своей деятельности в этой области?

В нашей работе нас вдохновляют инициативы и энтузиазм различных организаций, продвигающих альтернативы, призывающих людей одуматься, остановить начатую войну с природой, изменить отношение к ней, признав, что каждая победа над природой оборачивается, на самом деле, поражением. Благодаря стипендии Фонда Кристенсена, мне посчастливилось пройти учиться на магистерской программе в области холистических наук в английском Колледже им. Фрица Шумахера. Затем в организованном Колледжем дистанционном курсе приняло участие около 10 слушателей из Кыргызстана. Среди них были и сотрудники «Таалим-Форума». Обучающие программы и подходы этого необычного Колледжа  вдохновили и продолжают вдохновлять нас на дальнейшие инициативы в области изменения экологической культуры, сознания людей, нашего отношения ко многим вещам. Нас вдохновляют встречи с нашими консультантами и экспертами, особенно общение с Эмилем Джапаровичем Шукуровым, который сотрудничает с нами по многим проектам и публикациям. Конечно же, поддержка Фонда Кристенсена, который вот уже на протяжении 7 лет без перерыва помогает нам реализовать наши идеи и инициативы, вдохновляет нас на новые проекты.

Видя, как работают наши партнерские организации, встречаясь с интересными людьми, которые искренне переживают за разрушенную природу, исчезающую народную мудрость и знания, видя их усилия и достижения, хочется тоже вносить свой посильный вклад. А когда мы видим изменения, успехи и результаты наших проектов, это дает нам силы продолжать делать работу, которая, мы надеемся, поможет сохранить богатое биоразнообразие нашего региона, уникальную культуру нашего народа.

Как, по Вашему мнению, деятельность Вашей организации способствует сохранению биокультурного многообразия в Кыргызстане? В чем оно выражается? Направления работы организации в этой области?

Миссия фонда – поддержка образовательных инициатив, продвижение инновационных подходов в обучении. С 2007 года, благодаря поддержке Фонда Кристенсена, мы ведем работу в области экологического и культурного образования и просвещения, продвигаем междисциплинарные подходы в проведении исследований, обучении школьников и студентов, используя метод погружения в мир природы и культуры. Школьники из разных школ города Бишкек и сел Иссык-Кульской и Нарынской областей приняли участие в проекте «Здравствуй, родной край!», который позволил им увидеть и прочувствовать красоту нашей природы и культуры через познавательное путешествие, во время которого они учились снимать видео, фотографировать и излагать свои эмоции и мысли в письме. Схожая методика – погружение в природу и культуру, была использована в работе со студентами, которые приняли участие в Летнем экологическом семинаре, включавшем недельный лагерь на высокогорном пастбище у озера Сон-Куль.

Мы стараемся не ограничиваться работой только со школьниками и студентами. Участниками наших обучающих семинаров и тренингов были также жители местных сообществ сел отдаленного Ак-Талинского района Нарынской области, которые в течение года учились навыкам органического плодоводства. Преподаватели и учителя знакомились с методикой обучения на местности, которая может быть использована по краеведению, другим школьным предметам и целому ряду университетских специальностей. Публичные лекции с приглашением специалистов в области экологии, истории, биологии, образования были открыты для широкой публики и включали большое разнообразие тем, освещавших с разных сторон биокультурные знания. Там, в Ак-Талинском районе мы заложили основы для усиления потенциала местного сообщества через открытие там информационно-ресурсного офиса, а также музыкального кружка, где дети получают возможность обучаться игре на комузе.

Усилению потенциала сообществ были посвящены наши тренинги по обучению методике коллективного видео и последующие за ними фестивали видеофильмов «Люди на земле», созданных силами различных сообществ и групп людей.

Понимая, что вопросы биокультурного многообразия повсеместно не являются популярной сферой среди населения, мы задумались о том, как можно улучшить коммуникационные пути донесения важных вопросов, касающихся сохранения нашей природной и культурной среды от разрушения. В связи с этим мы начали новый проект с Фондом Кристенсена, в рамках которого мы работаем со СМИ, включая профессиональных журналистов, телевизионные и радиокомпании, поддержали конкурс на лучшую журналистскую работу, выпуск специальных радиопередач, теле- и видео-уроков, съемки документальных фильмов. Мы стали более активно использовать социальные сети в Инернете для популяризации вопросов биокультурного многообразия. Стимулируя творческие подходы и мобилизуя потенциал других организаций, мы поддержали 7 малых творческих проектов, которые были реализованы силами различных организаций. Среди них были фестивали, создание учебных и документальных фильмов, проведены исследования и семинары со студенческой молодежью. С целью усиления эффекта от проектов других организаций, работающих в этой области, мы заложили основы для создания партнерской сети, работали над изданием информационной брошюры, которая дает широкую информацию о миссии наших доноров – Фонда Кристенсена, раскрывает ключевые концепции, освещает работу партнерской сети организаций.

Другим направлением работы, которое нас все больше увлекает, стало создание и выпуск детской познавательной литературы. Совместно с детскими писателями и художниками мы уже выпустили 5 книжек-раскрасок на кыргызском языке для детей дошкольного и младшего возраста, из которых дети могут узнать о цветах, плодовых и ягодных растениях и животных. Была выпущена книжка «Ат жабдыктар» со стихами и иллюстрациями, посвященная традиционной конской упряжи, из которой можно узнать названия каждого элемента. Было выпущено еще несколько детских книжек для младшего возраста. В нашей стране ощущается недостаток хорошей детской литературы на кыргызском языке, позволяющей детям приблизиться и познавать родную природу и культуру. В этом плане наши книги вносят свою лепту, заполняя этот пробел.

Какие были самые яркие запоминающиеся моменты и истории успеха Вашей организации?

Яркими моментами в нашей работе стали для нас наши летние школы. Их необычный формат позволял узнавать и учиться через непосредственное погружение в мир природы и культуры. Прекрасные ландшафты по пути на пастбище озера Сон-Куль, юрточный лагерь среди стоянок чабанов стали учебным «классом» для студентов, принявших участие в летнем лагере. Новые знания они получали через практический опыт, общение с учителями, участие в культурных событиях, прикосновение к природе, творчество. Эти дни стали незабываемыми не только для студентов, но и для нас самих.

Другой летний лагерь под названием «Путешествие в холистическую науку», организованный в Чон-Кеминской долине, был направлен на то, чтобы расширить границы познаваемого мира, увидеть взаимосвязи и взаимозависимости, отношения, существующие в мире природы и в мире людей. Обучение было построено на практических и игровых упражнениях, походах в горы. Обучающим классом стала юрта, само лоно прекрасной и богатой природы Чон-Кеминской долины. Изучая звездное небо, растения, слушая рассказы, медитируя, играя упражнениях, участники лагеря переосмысливали свой жизненный опыт, начинали видеть невидимые до этого связующие нити, делающие этот мир целостным. 

Другие наши семинары и тренинги также были настолько насыщены и интересны, что это остается в памяти надолго. К нам приезжали тренеры из разных стран – из Марокко, Великобритании, Новой Зеландии. Участники приезжали не только из разных уголков республики, но также из Казахстана, Таджикистана и даже из Кении. Семинары по обучению фасилитаторов коллективного видео, по обучению этно-биологическим методам исследований, методике обучения на местности отличались своим интерактивным характером, практическими упражнениями и неформальным обучением, познанием через приобретенный опыт и ощущения.

Об успехе нашей маленькой организации говорит то, что уже 6 лет мы идем выбранной нами дорогой, нас знают наши партнеры, с нами хотят сотрудничать и работать. И мы стараемся не подводить, оправдывать доверие.

Какие проблемы, трудности встречались и встречаются в реализации проектов?

Говоря о проблемах и трудностях, хотелось отметить, что мы часто не совсем правильно распределяем наши возможности при планировании и реализации наших мероприятий. Движимые идеями, так много хочется осуществить, много мероприятий закладывается в рабочий план, затем на деле ограничения в человеческих ресурсах и временные рамки накладывают определенный стресс в работе. В процессе работы приобретаешь опыт и начинаешь понимать важность стратегического планирования и организационного развития даже для такой небольшой организации, как наш фонд. Проблема кадров, специалистов, имеющих необходимые навыки, стоит, наверное, перед каждой организацией, но особенность нашей работы заключается в том, что здесь могут работать только искренне заинтересованные, возможно, даже фанатики своего дела, реально желающие продвигать идеи, лежащие в плоскости изменения сознания, повышения культуры, сохранения материальных и нематериальных ценностей и нашей природы. Этими идеями надо сначала проникнуться, чтобы это вошло не только в ум, но и в сердце и душу, а также повлияло на изменение в собственном поведении и отношении ко многим вещам. К сожалению, все больше молодых специалистов интересуются размером заработной платы, нежели идеями и долгосрочными целями нашей работы. 

Я рада, что у нас в команде есть искренние, небезразличные, творческие и даже где-то самоотверженные личности. Именно люди создают атмосферу организации, ее ауру. Ведь работа должна приносить радость и удовлетворение от достигнутых результатов.

Каковы Ваши ближайшие и дальнейшие планы работ в области сохранения биокультурного многообразия в Кыргызстане?

Начатая нами работа по разработке обучающей и познавательной литературы для детей вдохновляет нас на дальнейшие шаги в этом направлении. Мы будем работать над книгой для чтения для школьников, которая будет воспитывать бережное отношение к родной земле. В основу этой книги лягут рассказы профессора Бозума Алышбаева, который бережно собирал знания о традициях, делился историями общения и наблюдения за природой. К сожалению, он не дожил до выпуска нашей книги. Мы думаем, что красочный атлас, над которым работает Эмиль Джапарович Шукуров, поможет каждому школьнику получить базовые знания о нашей природе, ее экосистемах. А для студентов журналистских факультетов мы планируем разработать новый курс, изучая который, студенты – будущие журналисты проникнутся важностью ценностей природы и культуры, вопросами их сохранения, смогут в дальнейшем грамотно освещать проблемы, лежащие в этой области.

Нам очень понравилось направление работы, связанное с созданием документальных фильмов. В ближайших планах нашего проекта по совершенствованию коммуникационных стратегий в области биокультурного многообразия – создание нескольких новых фильмов, включая фильм для серии фильмов «Хранители», два фильма для цикла «Карегимде Мекеним» («Взгляд на родную землю»), «Юрта», «Санжырачи» («Хранитель истории»).

Мы продолжаем работу по созданию компьютерной программы для школьных учителей по предмету «Мекен тануу» («Родиноведение»). Эта программа очень инновационная, ее предварительная презентация учителям вызвала всеобщее одобрение и поддержку. Программа позволит учителям использовать множество дополнительных ресурсов в обучении, включая фото, видео, графику, анимацию. Особенно ценными являются уроки, посвященные родной культуре и природе, потому что в целом в школьных учебниках недостаточно подобных материалов. А ведь привитые с раннего детства любовь и знания о родной земле помогают ребенку почувствовать связь, свои корни, чувство дома и общности с людьми, перенять культурные ценности. На протяжении всей будущей жизни это будет придавать силы, наполнять смыслом жизнь, появится чувство заботы и причастности к родной земле и народу, сохранившему свою культуру.

Помимо проектов мы будем продолжать акции, нацеленные на повышение экологической культуры, тем самым способствуя смягчению острых проблем, одной из которых является загрязнение земли пластиковым мусором. Так, на собственной инициативе мы проводим Второй Фестиваль «Эко-Баштык» («Эко-Сумка») с конкурсами эко-сумок, видеороликов и плакатов.

Конечно же, как для любой некоммерческой организации, всегда стоит проблема нахождения финансирования, чтобы реализовать наши идеи и планы. Мы находимся в поиске интересных партнеров, единомышленников, тех, кто неравнодушен к вопросам образования, экологии, культуры, также как и мы, стремится изменить мир к лучшему.